Главная » Статьи » Мои статьи |
Мы живем в критический исторический период, постоянно ощущая над собой угрозу войны, сознавая свою физическую незащищенность и неотступно преследующий нас страх потерять работу. Техника сделала этот мир значительно меньше,поставив перед нами новые сложные задачи и дав новые возможности, и мы стоим на пороге эпохи знания. Но, хотя наука во многом и объяснила строение внешнего мира, однако до сих пор так и не разгадала тайну Духа. А между тем погоня за ритмами, которые задаются окружающими нас машинами, делает нашу жизнь механической, порождая чувство отчуждения и отчаяния. В сердце своем мы убеждены в существовании высшей истины, однако ощущаем разрыв между этим обетованным знанием и однообразнорутинной действительностью повседневной жизни. И такая дисгармония делает нас все более нездоровыми. Мы становимся жертвами все новых болезней, физических и психологических. И для нас это тревожные сигналы: остановитесь и оглядитесь вокруг, возьмите на себя ответственность за свою жизнь, познайте себя, откройте тайну своего существа. И вот здесь — то самое время вспомнить о йоге, которая соединяет нас с нашим духом. Многие , вероятно, смотрят на йогу как на систему физических упражнений (асан), но это лишь один из элементов. Асаны и овладение телом составляют подготовительный этап к овладению умом. Цель же йоги заключается в единении тела и духа — в достижении свободы, способности сострадать и гармонии. Сама же йога — это элемент более значительной ведической традиции, которая связана с самопознанием. Веды — пожалуй, самые древние из сохранившихся книг рода человеческого — говорят нам, что только по неведению своему мы ассоциируем себя лишь с физическим «я», ибо на самом деле мы духовные существа, способные переживать самое удивительное счастье, которое не ограничено ни временем, ни пространством. Веды говорят о глубинных связях, соединяющих между собой внешние и внутренние миры и все существа. Мы часть ткани мироздания и не только в биологическом, но и в более глубоком духовном смысле. Мы находимся здесь по особой причине, и у каждого из нас уникальная судьба и назначение. И только из- за неспособности осуществить свое обетование мы страдаем от физической и психологической боли. Издревле борются между собой вера и знание. Вера — это как бы удостоверение гностической идеи о том, что знание возможно через такие психологические функции, как мышление, физические чувства и эмоции. Йога, конечно, тоже требует веры, но это не догматическая вера, а вера в несомненную возможность изменения себя, подтверждения которой практикующий ее получает в повседневной жизни. Сознательный ум подобен верхушке айсберга, ведь под ним находится бесконечно более сложное подсознание. Сознательный ум — это наше рациональное «я», а подсознание — это «я» иррациональное. В йоге ум уподобляется перевернутому дереву, со значительной его части доступны лишь цветы и листья, тогда помимо них есть еще могучий ствол, занимающий собой все пространство воображения. Борьба между сознанием и подсознанием, или между знанием и верой, выражается в самых разных формах. Гностицизм, или поиск такого высшего знания, давно зачах на Западе, но современная наука переняла немало его ключевых элементов, а ныне — на благо современному человеку — гностицизм во всей его славе и со всеми его возможностями возвращается в качестве йоги. Йогические асаны изображены на индийских печатях третьего тысячелетия до нашей эры, а переживания медитации отражаются на картинах даже более древним искусством. «Ригведа», древнейший ведический текст, говорящий о видениях (dhi) гармонии, которая ткется на ткацком станке космического существования, сравнивает это с постановкой плуга (yoga) в упряжку, впервые употребляя слово йога. Действие ума уподобляется трепету птичьих крыльев, что указывает на его единение в сердце с божественным началом. Согласно «Ригведе», вселенная заключена в сердце, обещая знание тому, кто ищет внутри. С помощью йоги практикующий изменяет самого себя и в результате внутреннего единения тела и ума с духом достигает трансцендентальных состояний. Это внутреннее выполнение ведических ритуалов, которые выполняются, как правило, внешне. Поскольку ум это не сосуд, который должен наполняться, а скорее, пламя, которое должно зажигаться, то ведический ритуал состоит из практик, способствующих возгоранию этого огня. И практики йоги, включающие различные движения и медитационные ритуалы, точно также способствуют возжиганию внутреннего огня. | |
Просмотров: 322 | | |
Всего комментариев: 0 | |